Главная

 

КАТЕР (от англ, cutter), небольшое судно или боевой корабль. Длина катеров от 1,5 до 40 метров, ширина до 7 метров, водоизмещение от нескольких десятков кг до 400 т, скорость от 3 до 70 узлов (5,5-130 км/ч).

По конструкции подводной части корпуса катера подразделяются на килевые и плоскодонные, с реданами (уступами) или без них.

По принципу движения различают катера водизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке.

По виду двигателей катера делятся на паровые, моторные, газотурбинные и парусно-гребные, в качестве движителей служат гребные винты, воздушные винты, водометы.

В ВМФ катера применяются как боевые корабли, вспомогательные суда и базовые плавучие средства. Боевые катера современных флотов: ракетные, артиллерийские, торпедные, противолодочные, противоминные (тральщики), сторожевые, десантные и др. в зависимости от назначения вооружены ракетами, артиллерией, торпедами катера, используемые как вспомогательные суда и базовые плавучие средства, бывают гидрографические, водолазные, санитарные, спасательные, буксирные, разъездные и др. Разъездные и спасательные катера могут находиться на вооружении крупных боевых кораблей, вспомогательных торговых и промысловых судов. В народном хозяйстве катера применяют для перевозки людей, небольших партий грузов, буксировки малых несамоходных судов, рыбного промысла, научных исследований, лоцманской, охранной службы и др. В водно-моторном спорте используются гоночные, туристские катера со стационарным или подвесным мотором; парусно-гребные катера - 10-14-вёсельные двухмачтовые морские шлюпки с транцевой кормой.

 

История


 Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще - маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полулегендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра ненадежны, часто были решающим фактором в контроле над морем. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806-1807 гг, Британский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под руководством С.О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

 Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причем переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г. ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Боевые катера

·           ракетные

·           торпедные

·           противолодочные

·           бронекатера

Катера специального назначения

·           Противоминные (катерные тральщики)

·           Десантные 

Морские суда обеспечения

·           Катера - торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

·           Рейдовые  буксиры

·           Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

·           сторожевые катера 

Морские части погранвойск России имеют собственную классификацию. Так проект 206П («Стенка»), по всем признакам соответствующий катеру, они относят к пограничным сторожевым кораблям (ПСКР).

ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС

1cover1.bmp

В книге изложена 120-летняя техническая эволюция класса торпедных катеров, начиная от паровых баркасов времен Гражданской войны в США, вооруженных примитивными шестовыми торпедами, до газотурбинных кораблей конца XX века, применяющих бесследные самонаводящиеся торпеды. Рассмотрены все без исключения типы торпедных катеров, созданных в разных странах мира. Текст сопровождают многочисленные иллюстрации - около 510 фото­графий, более 220 схем. Столь масштабного исследования по данному вопросу нет ни на одном языке.

Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся историей войны на море и военного кораблестроения, а так же судомоделистам.

 

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН

 

РАКЕТНЫЕ КАТЕРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. А.Е. ТАРАС

2cover1.bmp

Ракетными катерами и малыми ракетными кораблями (корветами) в настоящее время располагают около 50 стран мира. При этом в малых флотах они являются главной ударной силой. В книге рассмотре­ны все типы ракетных катеров и МРК, построенных с момента их появления в составе флотов. В ней также описаны противокорабельные и зенитные ракеты, которыми они вооружены. Приведены эпизоды боевого применения ракетных катеров и противокорабельных ракет.

Книга хорошо иллюстрирована, в ней около 400 фотографий, проекций и схем. Она предназначена чи­тателям, интересующимся современным военным флотом, историей военного судостроения, а также судо­моделистам.

 

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН

 

КАТЕРА К.К. СТАРОСЕЛЬЦЕВ

752.bmp

 

Настоящая книга подводит итог деятельности единственного в Советском Союзе специализированного конструкторского бюро «Редан» по малотоннажным судам и спасательным средствам.

Приведены тактико-технические характеристики, история создания и судьбы малых катеров, разработанных по линии Минсудпрома.

Книга носит энциклопедический характер и насыщена иллюстрациями.

 

 

 

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН

 

 
Hosted by uCoz